Играющая в жанре психоделического рока группа The Velvet Sundown набрала на музыкальной платформе Spotify более миллиона слушателей в месяц. Она зарабатывает на стримингах тысячи долларов и заставляет музыкальную индустрию задаваться непростыми вопросами: дело не в возвращении моды на семидесятые, а в том, что этот проект — творение генеративного искусственного интеллекта.
Сейчас в описании The Velvet Sundown на Spotify говорится, что это «синтетический музыкальный проект, созданный под творческим контролем человека; написание, озвучание и визуализация производились при поддержке ИИ». Музыкальная индустрия восприняла пришествие ИИ в штыки, и эксперты описывают музыку проекта как «бездушную», «удушающую» и «жуткую».
Задача генерации музыки решается всё проще: ИИ интегрируется в профильное ПО, появляются сервисы вроде Suno и Udio, позволяющие создавать целые композиции по текстовым запросам. И The Velvet Sundown — далеко не единственный созданный ИИ музыкальный проект, появившийся в Сети. На Spotify есть исполнитель в жанре дарк-кантри Aventhis, у которого более 600 000 слушателей в месяц, — звучащие в его композициях голоса и инструменты полностью сгенерированы ИИ; французский музыкальный стриминг Deezer в январе развернул средство распознавания музыки, созданной с помощью ИИ, и в апреле сообщил, что около 18 % загружаемых на платформу композиций сгенерированы ИИ полностью.
Качество и степень оригинальности создаваемой ИИ музыки подвергаются критике, но и опрошенные CNBC эксперты признают, что по мере развития генеративного ИИ среднестатистическому слушателю становится всё сложнее отличить человека от машины. Пример The Velvet Sundown показателен — музыка этого виртуального коллектива отличается значительно более высоким качеством, чем большинство произведений ИИ, появившихся ранее. Если раньше генераторы ограничивались лишь запоминающимися, повторяющимися мотивами, то теперь это песни, которые имеют смысловую структуру с куплетами, припевами и переходами.
И это лишь «верхушка айсберга»: задавшие «золотой стандарт» для аналогичных платформ ИИ-сервисы Suno и Udio снизили входной барьер пользователей до нуля. Любой человек может создавать композиции сотнями; обе платформы предлагают бесплатный доступ и премиум-подписки по $30 в месяц, а то и меньше. Создание песен с помощью ИИ может быть бесплатным — и приносить доход: по оценкам, The Velvet Sundown за 30 дней заработала $34 235 на всех платформах. Легко понять, почему создатели музыки с помощью ИИ стремятся наводнить потоковые сервисы огромными объёмами сгенерированного контента в надежде на вирусный успех.
Это уже вызвало переполох в музыкальной индустрии. Тысячи музыкантов и представителей творческой интеллигенции призывают запретить использование созданных человеком произведений для обучения ИИ без предварительно полученного разрешения. Крупнейшие музыкальные лейблы, в том числе Sony Music, Universal Music Group и Warner Records, пытаются засудить Suno и Udio, обвинив их в массовых нарушениях авторских прав. Но, считают эксперты, генеративный ИИ в музыке уже никуда не денется — возможно, устоявшиеся бизнес-модели придётся в очередной раз менять.
Музыкальному бизнесу уже приходилось переживать крупные технологические потрясения: в 1999 году появился Napster, а в двухтысячные стали массово появляться потоковые платформы. Но перспектива конкурировать с виртуальными группами вызывает у начинающих музыкантов беспокойство — им и так непросто добиваться популярности и начинать зарабатывать на онлайн-музыке. Чтобы подготовить молодых исполнителей к суровым реалиям музыкальной среды, преподаватели всё чаще включают ИИ в учебные планы, стремясь научить их использовать передовых технологии для улучшения творческого процесса при создании музыки, но не для полной замены традиционных решений. Известный музыкальный продюсер Timbaland запустил ориентированный на ИИ музыкальный проект Stage Zero, в котором будет участвовать виртуальная звезда.
Это не последняя инициатива такого рода, предупреждают эксперты, и традиционным музыкантам будет всё труднее зарабатывать в интернете. Проблема не ограничивается музыкальной отраслью: созданный ИИ контент наращивает присутствие в информационном поле, в том числе и в социальных сетях, тем самым усложняя людям общение друг с другом. Исполнители требуют, чтобы созданная ИИ музыка получала соответствующую маркировку на платформах, но Spotify пока на эти призывы не реагирует.