Поддельные видео становится всё сложнее выявлять, поэтому исследователи Корнеллского университета представили новую криминалистическую технологию, которая поможет специалистам удостовериться в подлинности видеоматериалов. Метод заключается во встраивании невидимых цифровых водяных знаков непосредственно в световой поток источников освещения, используемых при съёмке — например, на месте преступления.
HUAWEI Pura 80 Ultra глазами фотографа
Первый взгляд на смартфон HUAWEI Pura 80 Ultra
Пять причин полюбить HONOR 400
Обзор смартфона HONOR 400: реаниматор
HUAWEI nova Y73: самый недорогой смартфон с кремний-углеродной батареей
Обзор HUAWEI MatePad Pro 12.2’’ (2025): обновление планшета с лучшим экраном
Обзор смартфона HUAWEI nova Y63: еще раз в ту же реку
Обзор ноутбука HONOR MagicBook Pro 14 (FMB-P) на платформе Core Ultra второго поколения
Пять причин полюбить ноутбук HONOR MagicBook Pro 14
Концепция «шумокодированного освещения» была представлена 10 августа на конференции SIGGRAPH 2025 аспирантом факультета компьютерных наук Корнеллского университета Питером Майклом (Peter Michael). Впервые этот подход был предложен и разработан доцентом Эйбом Дэвисом (Abe Davis) (на фото слева).
Обычно водяные знаки встраиваются непосредственно в видеофайлы, изменяя мельчайшие элементы изображения для создания скрытого идентификатора. Такие системы достаточно эффективны в контролируемых условиях, но требуют взаимодействия с устройством или платформой, создающей видеоматериал. При использовании несовместимой камеры или программного обеспечения цифровой водяной знак просто не появится.
Разработчики предложили при записи «встраивать» водяной знак непосредственно в световой поток от источников освещения. Это гарантирует, что любая камера — от профессионального оборудования до смартфона — запечатлеет его во время съёмки сцены.
В программируемые источники света, такие как компьютерные мониторы, студийное оборудование или некоторые светодиодные приборы, можно встроить кодированные шаблоны яркости с помощью ПО. Стандартные лампы также можно адаптировать, оснастив их компактным чипом размером примерно с почтовую марку, который плавно меняет интенсивность света в соответствии с секретным кодом.
Встроенный код, разработанный на основе исследований зрительного восприятия человека, состоит из минимальных изменений частоты и яркости освещения, практически незаметных невооружённому глазу и воспринимаемых мозгом как незначительный световой шум. Уникальный код каждого источника света фактически обеспечивает параллельную запись сцены с низким разрешением и временными метками, которые Дэвис называет «видеокодами».
«Когда кто-то манипулирует видео, изменённые фрагменты начинают противоречить тому, что мы видим на этих видеокодах, — пояснил Дэвис. — А если кто-то попытается сгенерировать поддельное видео с помощью ИИ, полученные видеокоды будут выглядеть просто как случайные вариации освещённости».
При анализе видеоматериала специалисты могут обнаружить пропущенные последовательности, вставленные объекты или изменённые сцены. Например, удалённый из интервью фрагмент отобразится как визуальный пробел в восстановленном видеокоде, а сфабрикованные элементы — как сплошные чёрные области. Исследователи показали, что в одной сцене можно использовать до трёх независимых кодов освещения. Такое наложение увеличивает сложность водяного знака и усложняет задачу потенциальных фальсификаторов.
«Даже если злоумышленник знает об этой технике и сможет вычислить коды, его задача всё равно будет значительно сложнее, — добавил Дэвис. — Вместо того чтобы имитировать свет только для одного видео, ему придётся подделывать каждый ролик с кодами отдельно, и все подделки должны будут согласовываться между собой».
Полевые испытания показали эффективность метода в определённых условиях и его стабильную работу при различных оттенках кожи. Исследователи отмечают, что технология шумокодированного освещения — многообещающий шаг вперёд, но не панацея от фейковых видео. По мере развития инструментов генеративного ИИ будут совершенствоваться и методы обхода средств проверки подлинности.
«Раньше видео рассматривалось как источник достоверной информации, но теперь мы не можем быть в этом уверены, — считает Дэвис. — Сегодня можно сгенерировать практически любой ролик. Это интересно, но и проблематично, потому что отличить реальность от подделки становится всё сложнее».