Для компании Tesla американский рынок остаётся одним из важнейших, поскольку заградительные пошлины и высокие расходы на логистику не позволяют рассчитывать на успех китайским конкурентам. При этом политическая активность Илона Маска (Elon Musk), судя по данным S&P Global Mobility, стоила самой Tesla значительного снижения степени лояльности покупателей.
Как отмечает Reuters, пик лояльности автовладельцев Tesla был достигнут в июне 2024 года, пока Илон Маск ещё не так открыто демонстрировал солидарность с кандидатом в президенты Дональдом Трампом (Donald Trump). На тот момент до 73 % покупателей электромобилей Tesla в США совершали повторные приобретения, имея предыдущий опыт их эксплуатации. Высказывания Маска с поддержкой Трампа после неудавшегося покушения на будущего президента США сразу же начали негативно влиять на лояльность покупателей.
К марту текущего года, когда Маск уже успел поработать в качестве главы так называемого Департамента правительственной эффективности (DOGE) после победы Трампа на выборах, уровень лояльности клиентов Tesla снизился до 49,9 %, и только после его возвращения к управлению бизнесом в мае он немного поднялся до 57,4 %. На этих новых уровнях лояльность клиентов Tesla сопоставима с Toyota, но уступает таким брендам, как Chevrolet и Ford, продукция которых традиционно популярна в США.
По словам экспертов S&P, ни одна другая автомобильная марка ранее не демонстрировала столь быстрого провала по степени лояльности клиентов за столь сжатый срок. С другой стороны, на популярность электромобилей Tesla негативно влияли и рыночные факторы, такие как возросшая конкуренция и устаревающий модельный ряд марки. Из числа реально новых моделей с 2020 года можно вспомнить разве что спорный по дизайну и дорогой электрический пикап Cybertruck. Сам Илон Маск при этом на квартальном мероприятии в апреле заявил, что не видит причин для снижения спроса на продукцию Tesla, кроме макроэкономических факторов.
За первые пять месяцев текущего года объёмы продаж электромобилей Tesla в США сократились на 8 %, и это ещё не самый худший регион с этой точки зрения, поскольку в той же Европе к политическим факторам добавляется более выраженная конкуренция с китайскими и местными автопроизводителями. В Европе за первое полугодие объёмы продаж электромобилей Tesla упали в среднем на 33 %.
По словам экспертов S&P, для Tesla снижение лояльности клиентов должно быть тревожным сигналом, поскольку отвоёвывать покупателей у конкурентов всегда сложнее и дороже, чем удерживать имеющихся. С четвёртого квартала 2021 года по третий квартал текущего более 60 % владельцев электромобилей Tesla предпочли приобрести новую машину другой марки. На этом фоне Ford отличился в противоположную сторону, продемонстрировав в один из кварталов на этом интервале степень лояльности покупателей более 60 %.
На протяжении четырёх лет, предшествующих июлю прошлого года, Tesla удавалось получить пятерых новых покупателей на каждого упущенного, что сильно выделяло её на фоне конкурентов с точки зрения лояльности. Впрочем, с февраля текущего года Tesla всё ещё демонстрирует возможность привлекать менее двух новых покупателей на каждого утраченного, но для этой марки подобный показатель является наихудшим в историческом аспекте. Наблюдается переток клиентов от Tesla к Rivian, Polestar, Porsche и Cadillac. Инвесторы в этом отношении могут надеяться только на успехи Tesla в других сферах бизнеса, таких как производство человекоподобных роботов и развитие услуг беспилотных такси.