Чаще всего персональные данные россиян раскрывают третьим лицам сотрудники отрасли связи, сообщили «Ведомости» со ссылкой на исследование компании «Серчинформ». Аналитики изучили более сотни судебных актов за 2024–2025 годы по уголовным делам, связанным с инцидентами в сфере информационной безопасности, виновниками которых стали сотрудники организаций.
Более половины судебных дел (63 %) были связаны с неправомерным доступом к компьютерной информации по статье 272 УК РФ. Из них значительная часть (68 %) приходится на отрасль связи. В 55 % случаев к уголовной ответственности за нарушения в сфере информационной безопасности привлекались сотрудники из отрасли связи, в 16 % — представители органов власти, в 15 % — сотрудники финансового сектора. В четверти случаев ограничивались наказанием в виде штрафа или лишения права занимать определённые должности, и лишь в 9 % — лишением свободы.
Почти половина правонарушений (47 %) приходилась на так называемый пробив — продажу данных абонентов и детализации их звонков. Этот вид правонарушения может квалифицироваться по статьям 272 и 183 УК РФ (незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну). По последней статье предусмотрено наказание — от штрафа в размере от 500 тыс. до 5 млн рублей (или в размере дохода осуждённого за период до пяти лет) до лишения свободы сроком от двух до семи лет.
Согласно данным «Серчинформа», в 33 % инцидентов правонарушение заключалось во внесении ложных данных в системы, в том числе для выпуска SIM-карт, а в 16 % — в выгрузке и передаче иных данных.
В большинстве случаев (87 %) виновниками нарушений становились рядовые сотрудники, которым, как правило, выносился обвинительный приговор. В 45 % случаев применялся штраф, в 26 % — условное лишение свободы, в 23 % — лишение права занимать определённые должности, и в 6 % — лишение свободы.
В этом году была законодательно повышена ответственность операторов, собирающих и обрабатывающих персональные данные, отметил руководитель направления «Разрешение IT & IP споров» юрфирмы «Рустам Курмаев и партнёры» Ярослав Шицле. В частности, были введены оборотные штрафы для компаний за повторные утечки — в размере от 1 до 3 % от годовой выручки, но не более 0,5 млрд рублей.
Директор департамента методологии ИБ «Ростелекома» Михаил Савельев уточнил, что у бывших сотрудников нет возможности осуществлять пробив, поскольку в день увольнения они лишаются доступа ко всей инфраструктуре и данным компании. Мелкие инциденты, зачастую связанные с ошибками и невнимательностью пользователей, происходят регулярно, но, как правило, не приводят к разглашению персональных данных клиентов. «Ростелеком» придерживается концепции «минимальных полномочий», которая ограничивает доступ сотрудников как к отдельным системам, так и к конкретным данным клиентов, добавил Савельев.
Отрасль связи действительно входит в число наиболее уязвимых с точки зрения вербовки сотрудников и выманивания персональных и коммерческих данных, подтвердили в ГК «Солар». Пробив уже давно перестал быть единичным криминальным эпизодом — это полукриминальный рынок, в котором взаимодействуют сотрудники операторов, посредники, сборщики информации и заказчики, сообщил представитель разработчика технологий для борьбы с киберпреступностью F6.
По данным источника «Ведомостей» на рынке информационной безопасности, средняя цена пробива в тематических Telegram-каналах составляет от 5000 до 20 000 рублей за данные одного человека. По словам директора департамента расследований T.Hunter Игоря Бедерова, за эту сумму можно получить ФИО, дату рождения, паспортные данные, номер мобильного телефона, адрес регистрации и проживания, детализацию звонков и SMS (информация о входящих и исходящих вызовах, их времени, номерах собеседников), банковские реквизиты (номера счетов, остатки, сведения по картам, история операций), СНИЛС, ИНН и водительское удостоверение.
В F6 назвали одной из причин устойчивой популярности услуги пробива её востребованность не только у мошенников, но и у служб безопасности российских компаний, часто выступающих основными заказчиками. Также к этому приводит недостаточный контроль за движением персональных данных у операторов сотовой связи.