Электролёт Joby S4 американской компании Joby Aviation впервые с пилотом на борту совершил в воздухе перестроение двигателей. Аппарат оснащён поворотной системой роторов, которая в вертикальной ориентации позволяет ему взлетать и садиться вертикально, а в горизонтальной — совершать полёт по самолётному типу. Благодаря такой схеме машина взлетает и садится как вертолёт, а летает на дальние расстояния как самолёт.
До исторического испытания с поворотом двигателей в воздухе с пилотом в кабине компания шла много лет. Это ответственный момент: подобные манёвры чреваты потерей управления и катастрофой, что многократно подтверждали случаи с аналогичной по конструкции серийной машиной Bell Boeing V-22 Osprey. За частые аварии со смертельным исходом её за глаза прозвали «Вдоводелом». Аппарат Joby S4 ранее успешно выполнял подобные манёвры в беспилотном режиме и 22 апреля 2025 года впервые совершил их с пилотами на борту.
Такую же схему поворотных двигателей использует электролёт Archer Aviation, однако его ещё не испытывали с пилотом. Ряд других электролётов с вертикальными взлётом и посадкой оснащены раздельными двигателями для вертикального и горизонтального полёта — например, аппараты Beta Technologies и Wick Aero. Хотя такая схема считается более безопасной за счёт отказа от поворотных узлов, универсальная поворотная система представляется более экономически выгодной при производстве и эксплуатации. Похоже, именно это привлекло вооружённые силы США, сделавшие ставку на Joby S4 для сил специальных операций.
Машина Joby S4 показывает высокую готовность поступить в эксплуатацию. Есть план начать использовать электролёты Joby в качестве аэротакси в 2026 году в ОАЭ. Также на эту разработку надеется японская Toyota. Европейские разработчики аэротакси начали банкротиться и американские и британские компании укрепляют свои позиции лидеров в сфере зарождающегося воздушного транспорта новой городской мобильности.
В своей первой коммерческой версии аэротакси Joby S4 обещает преодолевать до 241 км на одной зарядке со скоростью до 322 км/ч. Компания Joby Aviation была основана в 2009 году и с начала испытаний прототипов в 2017 году налетала в общей сложности 64 000 км. На полное освоение цикла полёта с поворотом двигателей потребовалось 8 лет. Главной задачей стало не повторить судьбу «Вдоводела», с чем, будем надеяться, в компании успешно справились.